РАЗВИТИЕ РЫНКА КИНОПОКАЗА В РОССИИ Выступление генерального директора компании «Кинопроект» А.Ю.Рубина Уважаемые дамы и господа, гости и участники Digital Cinema Summit! Прежде всего, позвольте поблагодарить Вас за то, что посетили это важное в индустрии мероприятие, а также выразить искреннюю благодарность моим коллегам, которые пригласили меня сюда сегодня. В течение ближайших минут я попробую немного рассказать о развитии рынка кинопоказа в России. Также нас ждет короткий ролик, снятый и подготовленный к показу в 3D в России. Итак, оценивая сегодняшнюю ситуацию с кинопоказом в России и темпы развития индустрии в нашей стране, необходимо отметить, что стартовой точкой для «начала отсчета» мы считаем совсем недавнее время. И если во времена Советского Союза общее количество киноустановок оценивалось в 160 тысяч (конечно, кинозалов было меньше – около 60 тысяч), то на момент развала СССР реально работающие залы можно было пересчитать по пальцам одной руки. Практически, 15 лет назад индустрии кинопоказа в России не существовало. Рождение «нового поколения» кинотеатров произошло в 1996 году. Открылись несколько обновленных залов в Москве и Санкт-Петербурге. Отремонтированные залы, новые кресла, Dolby Digital Sound – все это привлекло зрителей опять в кинотеатры. С этого момента и до конца 2006, общее количество кинозалов возросло до 1300, большую долю рынка стали занимать многозальные кинотеатры (мультиплексы). Начиная с 2003 года пропаганда Digital Cinema ведется на всех выставках и семинарах в России, а после выпуска первой версии DCI specification, уверенность в выбранном пути только подкрепляется. И вот, конец 2006 года ознаменован чрезвычайно важным событием – первый цифровой релиз в России выходит в 3-х кинотеатрах страны в формате Digital Cinema! Именно эта дата считается нами датой рождения эры цифрового кинопоказа в России. В течение следующей фазы развития, вплоть до ноября 2007 года, количество выпущенных в прокат цифровых релизов достигает 23, из которых 5 картин - Российского производства. География размещения цифровых залов во многом обусловлена географией страны и центрами деловой и коммерческой активности. Конечно, основная часть залов расположена в Европейской части России. Но и на Восточной оконечности Вы видите несколько введенных в работу цифровых и 3D залов. Вторая фаза развития цифрового кино в России связана с выходом в прокат первого цифрового стереорелиза – 22 ноября 2007 года на рынок выходит Beowulf 3D. До этого, в сентябре 2007 года в рамках выставки КиноЭкспо-2007 и Кинорынка, демонстрируется трейлер фильма в стереоформате (на базе технологии активных очков NuVision). И именно это событие послужило толчком к увеличению количества цифровых и 3D-залов в России. С сентября по ноябрь 2007 года количество залов, оснащенных 3D, увеличивается с 8 до 24. И только лишь недоступность в тот 2-х месячный период нужного количества активных очков и систем управления, а также долгое время ожидания комплектов Dolby 3D, не дает возможности увеличить количество залов еще больше. Но даже при этом небольшом количестве оснащенных 3D-залов, результаты проката поистине впечатляющие. За первые 3 недели проката, средние сборы на копию в 35-мм формате составили около 7000 долларов, в то же время, как сборы на копию 3D – 82000 долларов в среднем на каждый зал за 3 недели показа!!! Это почти в 12 раз больше!!! При этом средняя цена на билет 3D была на на 70% выше, чем на средний билет 35-мм. Такой успех кассовых сборов в 3D не могли предсказать даже самые оптимистично настроенные участники рынка. Реальная картина была такова – в мультиплексах, где одновременно демонстрировался Beowulf в 35-мм и в 3D в соседних залах, количество билетов, проданных на 3D, ограничивалось только количеством работающих очков. И в то же время, в зале 35-мм сидело лишь несколько человек. В некоторых залах, «Беовульф» показывался вплоть до середины января 2008 года, до завершения зимних школьных каникул. После фильма Beowulf в России вышло в прокат лишь несколько 3D-релизов. И из них не было ни одного настолько крупного и значимого, как «Беовульф». «Знакомство с Робинсонами» (Meet the Robinsons) мог бы стать шумным релизом, если бы компания Disney выпустила его в марте 2007 года одновременно с пленочным релизом. Ну а повторный релиз в январе 2008 оказался не так интересен зрителям. 10 апреля в прокат вышел «Шрам 3D» (Scar 3D), его кассовые сборы за первый уик-энд станут известны на днях, но скорее всего они не будут такими впечатляющими, как у «Беовульфа», в силу узкой аудитории этого фильма и возрастного ограничения. Оценивая весь «цифровой» период в России с декабря 2006 года, по количеству выпущенных цифровых релизов лидирует компания «XX-century Fox», за ней с небольшим отрывом следует Warner Bros, потом Paramount, Columbia Pict, Universal, DreamWorks и замыкает список Disney. Это распределение – лишь статистика. Но позиция Disney – результат недоверия Российскому рынку. Именно Disney (и Sony – они работают через единого Российского представителя) до ноября 2007 года мог выпустить первым в России в 3D и «Цыплёнок Цыпа» (Chicken Little), и «Кошмар перед Рождеством» (Nightmare Before Christmas), и «Знакомство с Робинсонами», и «Дом с привидениями» (Mosnter House). Но первыми оказались Warner и Beowulf. В 2008 году мы ожидаем практически все основные релизы американских студий в формате 2D. И, конечно, ждем выхода в прокат «Мухнём на Луну 3D» (Fly me to the Moon 3D) и «Путешествие к центру Земли 3D» (Jorney to the center of the Earth 3D). Именно эти два события, скорее всего, смогут (как и «Беовульф» в 2007 году) дать значительный импульс развитию индустрии цифрового кинопоказа в России. И тогда в 2008-2009 гг. прогрессивная динамика развития цифровых залов может стать еще более впечатляющей. Российский бокс-офис продолжает развиваться, как и посещаемость. За первый квартал 2008 года кассовые сборы опережают аналогичный период прошлого года уже на 60%, а количество проданных билетов на 68%. Подобный рост отчасти обусловлен удачными релизами начала этого года, но основная тенденция соответствует рынку. Мы ожидаем, что кассовые сборы в 2008 году могут достигнуть уровня 800 млн. долларов, а посещаемость – 130 млн. билетов. Что касается цены на 3D-показы, с ростом количества залов мы ожидаем падение уровня «добавочной стоимости», но не ниже 50% дополнительной наценки к средней цене билета. Несколько слов об оборудовании. Распределение рынка между производителями проекторов – в пользу компании Christie, что, в принципе, полностью соответствует мировым показателям. Компания Barco, несмотря на работу через многих партнеров, пока не может завоевать достаточно серьезную долю рынка в России. NEC делает попытки, но пока результаты не очень впечатляющие. Позиция Sony не требует комментариев. Пока ни одного зала в 4К. Серверы для цифрового показа. Деление между DoReMi и Dolby обусловлено несколькими факторами – ценовой и маркетинговой политикой в первую очередь. Но эта разница между производителями не так критична, как в случае с проекторами. И, возможно, в 2008-2009 годах соотношение может поменяться. Технологии 3D-показа являются основным вопрос. Как таковая технологическая революция кинопоказа, смена носителей с 35-мм на цифру не приносит инвесторам прибыли. И только 3D является тем «двигателем», которые помогает нам всем. На настоящий момент в России применяются две технологии – активные очки NuVision/Xpand и пассивная технология Dolby 3D. Преимущества активной технологии (матовый экран, минимальное время инсталляции, возможность работы на больших экранах, независимость от конструкции и модели цифрового проектора, отсутствие жесткой привязки к модели сервера) позволяют более широко использовать это решение. Но минусы (высокая стоимость, ограниченный срок работы батарей и LCD-затворов) не дают этой технологии активно продвигаться на рынок. В то же время Dolby 3D пока не может занять существенную долю рынка из-за высокой стоимость очков, жесткой привязки к собственной модели сервера, необходимости применения с определенными моделями проекторов. И если каждый из этих производителей будет двигаться по пути улучшения преимуществ и устранения недостатков, возможно, кто-то из них через год будет занимать более существенную долю рынка. К сожалению, технология RealD пока не присутствует в России. Бизнес-схемы и условия работы на рынке США не совсем применимы в России по причине малого количества 3D-контента, особенностей Российского законодательтства. Мы надеемся, что в ближайшее время RealD примет решение о методах возможного сотрудничества на рынке России и тогда у кинотеатров появится еще одна альтернатива с дешевыми очками. Доставка цифрового контента сегодня в основном производится на жестких USB-дисках, как и во всем мире. Но уже делаются тестовые передачи с помощью спутникового тракта. ГИВЦ при Федеральном Агенстве по культуре и кинематографии уже осуществляет доставку в некоторые кинотеатры кинофильмов, объемом до 150 GB. Цена такой передачи все еще остается достаточно высокой, поэтому массового применения пока этот способ, скорее всего, не получит. Но при вводе в строй дополнительных спутников и снижения цены передачи, именно этот способ станет основным. География России подразумевает спутниковую передачу наиболее эффективным способом. В России уже установлены и успешно функционируют 2 мастеринговые станции для подготовки и мастеринга цифрового контента, генерации KDM. Одна из них – в Санкт-Петербурге, одна в Москве. И сейчас я бы хотел попросить продемонстрировать Вам короткий ролик, который был снят и подготовлен в Москве на станции мастеринга ГИВЦ при ФАКК. Прошу Вас одеть очки, и если у нас все готово – прошу включить ролик. Большое спасибо! Очки можно снять. То, что Вы увидели, было снято нашими специалистами в Москве и Санкт-Петербурге, мастеринг контента осуществлялся на DoReMi DMS2000. Конечно, это только первые эксперименты. Многое еще нужно сделать для того, чтобы съемка контента в 3D стала доступна. Но именно этот путь мы считаем перспективным. Ну и, наконец, главный вопрос – «почему так медленно?». Первая и главная причина – отсутствие в России механизма VPF. Кинотеатры вынуждены инвестировать свои собственные средства в оборудование. И, хотя стоимость постоянно снижается, общая сумма инвестиций в «digital upgrade» (с учетом всех налогов и таможенных сборов) остается весьма высокой. Бизнес-структуры, которая бы заняла аналогичную Access IT в США, позицию в России, пока не появилось. Особенности Российского законодательства и высокие кредитные ставки в банках, не дают развивать подобный бизнес. Возможно, в 2008 году ситуация изменится и высокие кассовые сборы в России позволят реализовать адаптированную под Российское применение, схему VPF. Ну и, конечно, за последний год не было более радостного события, чем многократные заявления компании DreamWorks в Амстердаме на выставке CinemaExpo и месяц назад здесь, на Showest о том, что «как минимум 10 картин выйдут в формате Digital Cinema 3D в 2009 году». Конечно, и «Avatar» Джеймса Камерона очень ожидаемое событие. Мы надеемся, что остальные студии также не останутся в стороне и количество 3D-релизов будет только увеличиваться.
Информационный источник http://www.kino-proekt.ru/publications/nab.htm |
NAB SHOW 2008. Презентация компании Кинопроект
-
К 50-летию ламп HMI OSRAM разработал «новый свет» для теле- и киноиндустрии
- OSRAM отмечает 50-летие вывода на рынок ламп HMI для теле- и кинопроизводства - Линейка ламп OSRAM HMI Digital задает новые стандарты надежности освещения при высокоскоростной цифровой видеосъемка - Лампы OSRAM HMI Studio способны генерировать желтый «галогенный» свет. Инновационная разработка обеспечит…
Подробнее
-
Calibre previews first HQUltra4000 Quad Seamless Scaler-Switchers
Bradford, Yorkshire, UK, 14 June 2017 – At Booth 3635, InfoComm 2017, British image processing manufacturer, Calibre is previewing their very first multi-channel 4K seamless scaler-switcher, the HQUltra4000 that will seriously optimize image quality, perform…
Подробнее
-
Kennedy Space Center Visitor Complex gets festive with AV Stumpfl for Holidays in Space 2015
Wallern, Austria, April 2016: Inspiring the next generation of space explorers and scientists at Kennedy Space Center Visitor Complex, one of America’s most-loved visitor attractions, thousands of visitors were taken on a first of its…
Подробнее
-
«Орион» установил функцию быстрой настройки в телевизоры ведущих производителей
В результате эффективного сотрудничества компании «Орион» с компаниями LG Electronics и Samsung Electronics в современные модели телевизоров со встроенным спутниковым тюнером (DVB-S2), реализуемые в России, на этапе сборки устанавливают функцию быстрой настройки на каналы спутникового…
Подробнее
-
В Москве состоялась юбилейная конференция НАТ
Учредительный съезд Национальной ассоциации телерадиовещателей состоялся 31 августа 1995 года в Москве. За период с 1995 по 2015 гг. в индустрии телерадиовещания произошли кардинальные изменения. Изучению ключевых этапов развития телевизионной отрасли России за этот 20-летний…
Подробнее
-
Christie представляет в регионе EMEA новую аудиосистему Christie Vive Audio
В Christie Vive Audio уникальный по конструкции линейный массив динамиков с ленточным диффузором сочетается с высокоэффективными, мощными усилителями класса D, которые впервые использованы в аудиосистеме для кинотеатров. При этом новинка предлагается по доступной цене. Динамики…
Подробнее
-
Крис Коннетт поможет раскрыть потенциал Christie Vive Audio
Уокингем, Великобритания, 20 апреля, 2015 – Christie планирует продвигать свое новое решение для кинотеатров Vive Audio, в связи с чем было принято решение назначить нового директора по развитию рынка в регионе EMEA. Выбор пал на…
Подробнее
-
Miller camera support’s Cineline 70 Tripod System wins newbay media’s best of show award, presented by DIGITAL VIDEO magazine
LAS VEGAS, APRIL 22, 2015—The Cineline 70 Tripod System, manufactured by Miller Camera Support, a leader in the production of innovating camera support solutions, is the recipient of one of the industry’s most prestigious technology…
Подробнее
-
CARBON duo
CARBON duo – профессиональная многофункциональная портативная playback-система. Два 10-битных 4:2:2 HD SSD-рекордера, два 20-дюймовых HD IPS-монитора, беспроводной аудиомониторинг, автономное питание - все это собрано в одном компактном кейсе, толщина которого всего 13 см. Для коммутации…
Подробнее
-
Dolby выбирает Christie в качестве партнера по разработке проекционных систем Dolby Vision для Dolby Cinema
Первая система этого класса, установленная в кинокомплексе JT Eindhoven, поразит зрителей предельно реалистичным звучанием, созданным при помощи звукового формата Dolby Atmos и динамиков Christie Vive Сайпресс, Калифорния, и Сан-Франциско (3 декабря, 2014) – Christie® и Dolby…
Подробнее