Назад
Вперёд
Группа в контакте
F.A.Q.
О журнале
Главная
Контакты
Карта сайта
Главная Техника кино Кинопроекторы События NAB SHOW 2008. Презентация компании Кинопроект

18.10.08

NAB SHOW 2008. Презентация компании Кинопроект

РАЗВИТИЕ РЫНКА КИНОПОКАЗА В РОССИИ

Выступление генерального директора компании «Кинопроект» А.Ю.Рубина

Уважаемые дамы и господа, гости и участники Digital Cinema Summit!

Прежде всего, позвольте поблагодарить Вас за то, что посетили это важное в индустрии мероприятие, а также выразить искреннюю благодарность моим коллегам, которые пригласили меня сюда сегодня.

В течение ближайших минут я попробую немного рассказать о развитии рынка кинопоказа в России. Также нас ждет короткий ролик, снятый и подготовленный к показу в 3D в России.

Итак, оценивая сегодняшнюю ситуацию с кинопоказом в России и темпы развития индустрии в нашей стране, необходимо отметить, что стартовой точкой для «начала отсчета» мы считаем совсем недавнее время. И если во времена Советского Союза общее количество киноустановок оценивалось в 160 тысяч (конечно, кинозалов было меньше – около 60 тысяч), то на момент развала СССР реально работающие залы можно было пересчитать по пальцам одной руки. Практически, 15 лет назад индустрии кинопоказа в России не существовало. Рождение «нового поколения» кинотеатров произошло в 1996 году. Открылись несколько обновленных залов в Москве и Санкт-Петербурге. Отремонтированные залы, новые кресла, Dolby Digital Sound – все это привлекло зрителей опять в кинотеатры.

С этого момента и до конца 2006, общее количество кинозалов возросло до 1300, большую долю рынка стали занимать многозальные кинотеатры (мультиплексы).

Начиная с 2003 года пропаганда Digital Cinema ведется на всех выставках и семинарах в России, а после выпуска первой версии DCI specification, уверенность в выбранном пути только подкрепляется. И вот, конец 2006 года ознаменован чрезвычайно важным событием – первый цифровой релиз в России выходит в 3-х кинотеатрах страны в формате Digital Cinema! Именно эта дата считается нами датой рождения эры цифрового кинопоказа в России.

В течение следующей фазы развития, вплоть до ноября 2007 года, количество выпущенных в прокат цифровых релизов достигает 23, из которых 5 картин - Российского производства.

География размещения цифровых залов во многом обусловлена географией страны и центрами деловой и коммерческой активности. Конечно, основная часть залов расположена в Европейской части России. Но и на Восточной оконечности Вы видите несколько введенных в работу цифровых и 3D залов.

Вторая фаза развития цифрового кино в России связана с выходом в прокат первого цифрового стереорелиза – 22 ноября 2007 года на рынок выходит Beowulf 3D. До этого, в сентябре 2007 года в рамках выставки КиноЭкспо-2007 и Кинорынка, демонстрируется трейлер фильма в стереоформате (на базе технологии активных очков NuVision). И именно это событие послужило толчком к увеличению количества цифровых и 3D-залов в России. С сентября по ноябрь 2007 года количество залов, оснащенных 3D, увеличивается с 8 до 24. И только лишь недоступность в тот 2-х месячный период нужного количества активных очков и систем управления, а также долгое время ожидания комплектов Dolby 3D, не дает возможности увеличить количество залов еще больше.

Но даже при этом небольшом количестве оснащенных 3D-залов, результаты проката поистине впечатляющие. За первые 3 недели проката, средние сборы на копию в 35-мм формате составили около 7000 долларов, в то же время, как сборы на копию 3D – 82000 долларов в среднем на каждый зал за 3 недели показа!!! Это почти в 12 раз больше!!! При этом средняя цена на билет 3D была на на 70% выше, чем на средний билет 35-мм. Такой успех кассовых сборов в 3D не могли предсказать даже самые оптимистично настроенные участники рынка. Реальная картина была такова – в мультиплексах, где одновременно демонстрировался Beowulf в 35-мм и в 3D в соседних залах, количество билетов, проданных на 3D, ограничивалось только количеством работающих очков. И в то же время, в зале 35-мм сидело лишь несколько человек.

В некоторых залах, «Беовульф» показывался вплоть до середины января 2008 года, до завершения зимних школьных каникул.

После фильма Beowulf в России вышло в прокат лишь несколько 3D-релизов. И из них не было ни одного настолько крупного и значимого, как «Беовульф». «Знакомство с Робинсонами» (Meet the Robinsons) мог бы стать шумным релизом, если бы компания Disney выпустила его в марте 2007 года одновременно с пленочным релизом. Ну а повторный релиз в январе 2008 оказался не так интересен зрителям.

10 апреля в прокат вышел «Шрам 3D» (Scar 3D), его кассовые сборы за первый уик-энд станут известны на днях, но скорее всего они не будут такими впечатляющими, как у «Беовульфа», в силу узкой аудитории этого фильма и возрастного ограничения.

Оценивая весь «цифровой» период в России с декабря 2006 года, по количеству выпущенных цифровых релизов лидирует компания «XX-century Fox», за ней с небольшим отрывом следует Warner Bros, потом Paramount, Columbia Pict, Universal, DreamWorks и замыкает список Disney. Это распределение – лишь статистика. Но позиция Disney – результат недоверия Российскому рынку. Именно Disney (и Sony – они работают через единого Российского представителя) до ноября 2007 года мог выпустить первым в России в 3D и «Цыплёнок Цыпа» (Chicken Little), и «Кошмар перед Рождеством» (Nightmare Before Christmas), и «Знакомство с Робинсонами», и «Дом с привидениями» (Mosnter House). Но первыми оказались Warner и Beowulf.

В 2008 году мы ожидаем практически все основные релизы американских студий в формате 2D. И, конечно, ждем выхода в прокат «Мухнём на Луну 3D» (Fly me to the Moon 3D) и «Путешествие к центру Земли 3D» (Jorney to the center of the Earth 3D). Именно эти два события, скорее всего, смогут (как и «Беовульф» в 2007 году) дать значительный импульс развитию индустрии цифрового кинопоказа в России.

И тогда в 2008-2009 гг. прогрессивная динамика развития цифровых залов может стать еще более впечатляющей.

Российский бокс-офис продолжает развиваться, как и посещаемость. За первый квартал 2008 года кассовые сборы опережают аналогичный период прошлого года уже на 60%, а количество проданных билетов на 68%. Подобный рост отчасти обусловлен удачными релизами начала этого года, но основная тенденция соответствует рынку. Мы ожидаем, что кассовые сборы в 2008 году могут достигнуть уровня 800 млн. долларов, а посещаемость – 130 млн. билетов.

Что касается цены на 3D-показы, с ростом количества залов мы ожидаем падение уровня «добавочной стоимости», но не ниже 50% дополнительной наценки к средней цене билета.

Несколько слов об оборудовании.

Распределение рынка между производителями проекторов – в пользу компании Christie, что, в принципе, полностью соответствует мировым показателям. Компания Barco, несмотря на работу через многих партнеров, пока не может завоевать достаточно серьезную долю рынка в России. NEC делает попытки, но пока результаты не очень впечатляющие. Позиция Sony не требует комментариев. Пока ни одного зала в 4К.

Серверы для цифрового показа. Деление между DoReMi и Dolby обусловлено несколькими факторами – ценовой и маркетинговой политикой в первую очередь. Но эта разница между производителями не так критична, как в случае с проекторами. И, возможно, в 2008-2009 годах соотношение может поменяться.

Технологии 3D-показа являются основным вопрос. Как таковая технологическая революция кинопоказа, смена носителей с 35-мм на цифру не приносит инвесторам прибыли. И только 3D является тем «двигателем», которые помогает нам всем. На настоящий момент в России применяются две технологии – активные очки NuVision/Xpand и пассивная технология Dolby 3D. Преимущества активной технологии (матовый экран, минимальное время инсталляции, возможность работы на больших экранах, независимость от конструкции и модели цифрового проектора, отсутствие жесткой привязки к модели сервера) позволяют более широко использовать это решение. Но минусы (высокая стоимость, ограниченный срок работы батарей и LCD-затворов) не дают этой технологии активно продвигаться на рынок. В то же время Dolby 3D пока не может занять существенную долю рынка из-за высокой стоимость очков, жесткой привязки к собственной модели сервера, необходимости применения с определенными моделями проекторов. И если каждый из этих производителей будет двигаться по пути улучшения преимуществ и устранения недостатков, возможно, кто-то из них через год будет занимать более существенную долю рынка.

К сожалению, технология RealD пока не присутствует в России. Бизнес-схемы и условия работы на рынке США не совсем применимы в России по причине малого количества 3D-контента, особенностей Российского законодательтства. Мы надеемся, что в ближайшее время RealD примет решение о методах возможного сотрудничества на рынке России и тогда у кинотеатров появится еще одна альтернатива с дешевыми очками.

Доставка цифрового контента сегодня в основном производится на жестких USB-дисках, как и во всем мире. Но уже делаются тестовые передачи с помощью спутникового тракта. ГИВЦ при Федеральном Агенстве по культуре и кинематографии уже осуществляет доставку в некоторые кинотеатры кинофильмов, объемом до 150 GB. Цена такой передачи все еще остается достаточно высокой, поэтому массового применения пока этот способ, скорее всего, не получит. Но при вводе в строй дополнительных спутников и снижения цены передачи, именно этот способ станет основным. География России подразумевает спутниковую передачу наиболее эффективным способом.

В России уже установлены и успешно функционируют 2 мастеринговые станции для подготовки и мастеринга цифрового контента, генерации KDM. Одна из них – в Санкт-Петербурге, одна в Москве. И сейчас я бы хотел попросить продемонстрировать Вам короткий ролик, который был снят и подготовлен в Москве на станции мастеринга ГИВЦ при ФАКК.

Прошу Вас одеть очки, и если у нас все готово – прошу включить ролик.

Большое спасибо! Очки можно снять. То, что Вы увидели, было снято нашими специалистами в Москве и Санкт-Петербурге, мастеринг контента осуществлялся на DoReMi DMS2000. Конечно, это только первые эксперименты. Многое еще нужно сделать для того, чтобы съемка контента в 3D стала доступна. Но именно этот путь мы считаем перспективным.

Ну и, наконец, главный вопрос – «почему так медленно?».

Первая и главная причина – отсутствие в России механизма VPF. Кинотеатры вынуждены инвестировать свои собственные средства в оборудование. И, хотя стоимость постоянно снижается, общая сумма инвестиций в «digital upgrade» (с учетом всех налогов и таможенных сборов) остается весьма высокой. Бизнес-структуры, которая бы заняла аналогичную Access IT в США, позицию в России, пока не появилось. Особенности Российского законодательства и высокие кредитные ставки в банках, не дают развивать подобный бизнес. Возможно, в 2008 году ситуация изменится и высокие кассовые сборы в России позволят реализовать адаптированную под Российское применение, схему VPF.

Ну и, конечно, за последний год не было более радостного события, чем многократные заявления компании DreamWorks в Амстердаме на выставке CinemaExpo и месяц назад здесь, на Showest о том, что «как минимум 10 картин выйдут в формате Digital Cinema 3D в 2009 году». Конечно, и «Avatar» Джеймса Камерона очень ожидаемое событие.

Мы надеемся, что остальные студии также не останутся в стороне и количество 3D-релизов будет только увеличиваться.

 

Информационный источник http://www.kino-proekt.ru/publications/nab.htm

Необходимо зарегистрироваться