Назад
Вперёд
Группа в контакте
F.A.Q.
О журнале
Главная
Контакты
Карта сайта
Главная Техника кино Кинокамеры Arri Кинематограф Освещение: основные понятия и практические рекомендации о том, как правильно работать со светом при съемке

12.04.11

Освещение: основные понятия и практические рекомендации о том, как правильно работать со светом при съемке

"Освещение с трех точек"

 

Во время съемок осветительные приборы используют для получения четырех видов освещения: основного, заполняющего, заднего и фонового.

 

Представленная фотография была сделана при освещении с трех точек, и, как правило, такой способ организации освещения гарантирует получение качественных снимков. Если внимательно посмотреть на фотографию, то можно определить, что при съемке были использованы четыре источника:

один слева (основной, или направленный свет);

один справа (заполняющий свет, интенсивность светового потока которого была уменьшена с помощью диммера);

один направлен на волосы (задняя подсветка);

один для подсветки фона (фоновое освещение).

 

По черно-белым фотографиям или кинокадрам значительно легче определить, как было организовано освещение при съемке, так как световые эффекты четче проявляются, когда нет отвлекающего воздействия цвета.

 

Суммарное воздействие, которое оказывается этими четырьмя источниками света, приводит к достижению оптимального эффекта, но они должны быть правильно размещены и для каждого из них должна быть задана нужная яркость и качество (когерентность).

 

Представленная на рисунке схема называется "освещением с трех точек", хотя, как вы уже наверняка заметили, в ней задействовано четыре источники света. Дело в том, что источник фонового света при такой схеме освещения не направлен на объект съемки, поэтому его и не учитывают в названии. Странно конечно, и я считаю, в эту "хитрую" математику пора уже внести изменения!

 

Основной свет

 

Основной, или направленный свет служит для освещения объекта съемки и позволяет максимально раскрыть его внешний облик. Его когерентность должна быть промежуточной между жестким и мягким светом. В студиях в качестве источников основного света часто применяют осветительные приборы с линзами Френеля.

 При расположении осветительных приборов по схеме освещения с трех точек угол, под которым должен падать основной свет на объект съемки от источника, расположенного слева или справа от камеры, должен составлять 30°-45°.

 

При съемке представленной выше фотографии девушки, источник основного света был расположен так, как показано на рисунке.

 

Установка осветительного прибора, используемого в качестве основного света под углом 45° относительно объекта съемки (как показано на рисунке), позволяет наилучшим образом выявить фактуру поверхности и придать объекту съемки объемность.

 

Если в съемках объекта задействовано несколько камер, то положение источника основного света следует определять относительно той камеры, которая снимает крупным планом.

 

С какой стороны от объекта съемки должен быть расположен источник основного света? Это будет зависеть от следующих факторов:

с какой стороны профиль человека выглядит лучше: нужно подчеркнуть выигрышные моменты и сгладить имеющиеся дефекты;

дополнительных источников освещения (окно, настольная лампа и др.): если они есть, то основной свет должен падать в том же направлении, что и свет от дополнительных источников, согласованности освещения: лица близко сидящих персонажей должны быть освещены с одной стороны, иначе они будут выглядеть несколько странно реальной ситуации: если с одной стороны от объекта съемок "на натуре", расположена стена, и выдержать угол в 45° невозможно, то разумнее поместить источник основного света с другой стороны.

 

В период подготовки к съемке обязательно следует обсудить с режиссером, какая из камер будет чаще снимать крупным планом.

 

Старайтесь всегда использовать разумное количество осветительных приборов, не нужно стремиться в припадке безумной активности размещать их под любыми углами относительно камеры, чтобы осветить все тени. Даже при работе в студии, где предусматриваются многочисленные зоны освещения, надо постараться решить задачу с минимальным количеством источников света. Вы, конечно, можете осветить основной объект съемки и 20 приборами, но качество освещения от этого не улучшится.

В кинопроизводстве для освещения масштабных сцен порой используют 100 и более приборов, но при этом главного героя, которого снимают крупным планом, все равно освещают источниками света, расположенными только в трех точках. Простая основополагающая схема освещения будет лучшим решением и в этом случае, а дополнительные осветительные приборы могут привести лишь к путанице. Поэтому при установке света следует соблюдать еще одно правило: чем проще схема расположения осветительных приборов, тем лучше результат.

 

При правильном расположении источника основного света в глазах снимаемых персонажей появляются, так называемые "искорки", которые оживляют их изображение. Обратите внимание на отблески в глазах модели на фотографии, приведенной в начале статьи. А вот осветительные приборы, установленные везде, где только можно, приведут к появлению в глазах объекта съемки такого количества отблесков, что их изображение станет безжизненным.

 

Кроме того, многочисленные источники, используемые для освещения движущихся актеров, образуют хаотичные тени. Ограничить распространение света помогут шторки, экраны и бленды.

 

Конечно, гораздо проще организовать освещение при съемках одной камерой, поскольку в этом случае необходимо отслеживать соблюдение нужного угла только между одним источником основного света и камерой.

 

Вертикальный угол

 

Мы уже определили, что горизонтальный угол, под которым на объект съемки должен падать основной свет от источника, расположенного слева или справа от камеры, равен 45°. А под каким вертикальным углом необходимо направлять свет?

 

Как показано на рисунке, этот угол для основного света также составляет 45°. Однако, некоторые специалисты предпочитают размещать источник основного света рядом с камерой или так, чтобы вертикальный угол составлял менее 30°. При съемках в ограниченном пространстве такое решение часто бывает вынужденным.

 

Но с уменьшением горизонтального и вертикального углов возникают следующие проблемы:

разрушается иллюзия глубины и объемности (что нежелательно, если только вы не используете этот эффект в качестве художественного приема;

повышается опасность того, что тени, формируемые основным светом, могут появиться на фоне, непосредственно за объектом съемки, т. е. там, где они менее всего желательны);

актер будет вынужден направлять свой взгляд на яркий источник основного света, если ему нужно направить свой взгляд на камеру, что осложнит чтение текста на суфлере.

 

Поэтому идеальным вариантом расположения основного света при съемке крупным планом лица актера будет такой, когда он падает на него с одной стороны камеры под углом 45°, а вертикальный угол при этом также составляет 45°.

 

Основной свет и микрофонные "удочки"

 

Основной свет самый яркий из всех используемых для освещения объектов съемки, поэтому он создает и самые темные тени. Микрофонные "удочки" (так называют микрофоны, которые свисают над артистами на длинных шестах) создают мешающие тени, но их можно свести к минимуму, если разместить подвесные микрофоны ниже потока основного света и параллельно ему.

 

Если организовать сцену так, чтобы артисты не находились рядом с задником, то тени, отбрасываемые подвесными микрофонами, будут падать на пол и не попадут на фоновые декорации. Но при этом источник основного света должен быть размещен под вертикальным углом 45°.

 

Солнце в качестве источника основного света

 

Естественно, что при съемке днем "на натуре" источником основного света будет служить Солнце. Но солнечный свет в ясный безоблачный день образует на объектах съемки глубокие темные тени, в которых теряются многие детали.

 

Если Солнце располагается точно в зените, то возникает эффект (он так и называется "Солнце в зените"), в результате которого под глазами персонажей образуются темные тени. Чтобы избавиться от эффекта "Солнце в зените" лучше перенести съемки натурных сцен на утренние или послеполуденные часы, когда солнце находится на высоте 30°-45° над горизонтом.

 

А если при этом сориентировать сцену таким образом, чтобы солнце оказалось под углом 30°-45° с одной стороны от камеры, то условия освещения будут просто идеальными. Правда, желательно, добавить еще заполняющий свет для подсветки теней, создаваемых солнцем.

 

Если небо затянуто облаками, то рассеянный солнечный свет даст мягкое освещение, а если он будет падать позади объекта съемки - служить хорошим задним светом. При соответствующем уровне облачности может получиться мягкое, подчеркивающее выгодные детали освещение, именно такое было использовано при съемке представленной фотографии.

 

Обратите внимание на яркий задний фон на полученном снимке. Но учтите, что в случае использования цифровой видеокамеры, оборудованной средствами автоматического определения экспозиции, при таких условиях освещения может произойти недоэкспонирование, и облака в кадре приобретут неестественно темный оттенок. Если в камере предусмотрена возможность настройки заднего света, то, используя ее, можно приоткрыть диафрагму на два - три значения. Если же видеокамера оборудована ручным управлением диафрагмой, то предотвратить недостаточную экспозицию будет проще, нужно только приоткрыть диафрагму, внимательно отслеживая изменения в видоискателе.

 

 Добиться эффекта мягкого света при освещении прямыми солнечными лучами можно с помощью большого полупрозрачного экрана. Иногда для этих целей используют тонкое полотно белого цвета, но для профессиональных съемок обычно применяют специально экраны, например, Griffolyn, который вы видите на фотографии.

 

Хотя представленная сцена снималась под прямыми лучами Солнца, на актеров, сидящих в джипе, падает мягкий свет.

 

Информационный источник: http://www.digitalvideo.ru/archiv/024/2406.htm

Комментарии  

 
0 #1 Guest 23.12.2012 09:59
большое спасибо! просто и понятно, особенно не для профессионалов, хотя эффект от такого освещения профессиональны й )))
 

Необходимо зарегистрироваться