dtcinema

Назад
Вперёд
Группа в контакте
F.A.Q.
О журнале
Главная
Контакты
Карта сайта
Главная

08.05.11

Объективы: основные оптические характеристики

Обычно объективу камеры не уделяют должного внимания, а просто стараются защитить оптику от воздействия атмосферных осадков и периодически чистят ее. Но именно от того, как настроен объектив камеры, зависит качество съемки.

В заключительной части курса рассказывается об особенностях строения, креплениях, способах очистки и защиты объективов, а также о том, как пользоваться запрограммированными переключателями камеры и функциях стабилизации изображения.
 
Защитные покрытия

Любой объектив, содержит очень большое число стеклянных оптических элементов, особенно много их в объективах с переменным фокусным расстоянием. В процессе прохождения света через каждый из этих элементов, какое то его количество отражается от их зеркальных поверхностей. Даже если каждый оптический элемент объектива будет отражать хотя бы 5% падающего на него светового потока (а такая характеристика для стекла считается вполне нормальной), то свет просто не попадет в камеру.
Чтобы ослабить отражение света внутри объектива, на поверхность оптических элементов наносят тончайшее покрытие, которое придает стеклянным элементам слегка фиолетовый оттенок. Для объектива с переменным фокусным расстоянием - он показан на рисунке, специальное покрытие наносится на переднюю и заднюю поверхность каждого из оптических элементов (а их в нем более 20).

Такое покрытие достаточно стойкое, но его можно легко поцарапать. А повреждение поверхности линзы объектива обязательно приведет к снижению резкости и уменьшению контрастности получаемого изображения. Ремонт поцарапанного объектива обойдется достаточно дорого, а порой дешевле будет купить новый, чем починить испорченный объектив.

Царапины на линзе объектива могут появиться в результате его прикосновения с любым предметом. Поэтому всегда, когда камера не используется, закрывайте объектив прилагающейся крышкой. Такая крышка предохраняет объектив не только от царапин, но и от появления на нем грязи, что тоже может привести к снижению контрастности и ухудшению резкости получаемого изображения.

Крышки для объективов, изготовленные из белого полупрозрачного пластика, можно использовать в качестве белых карточек для выставления баланса белого. Для этого закрытый белой крышкой объектив направляют на основной источник света и, нажав кнопку выставления баланса белого, ждут, пока видеокамера не отрегулирует его. Однако такой способ настройки баланса белого менее точен, нежели его регулировка при наводке крупного плана на белую карту, размещенную в месте съемке.

Очистка объективов

Небольшое количество пыли, осевшей на линзу объектива, не способно существенным образом ухудшить качество полученного изображения. Совсем иное воздействие оказывают жирные и грязные отпечатки пальцев. Если их своевременно не удалить, то присутствующие в них кислоты могут разъесть покрытие, нанесенное на линзу, и "выгравировать" отпечаток на объективе навечно.

Однако протирать объектив часто (в плановом порядке) нельзя, поскольку всегда существует опасность, что мельчайшие частицы, попавшие в специальную ткань для протирки, могут оставить микроскопические царапины на покрытии линзы. Поэтому объектив не нужно протирать столь же регулярно, как мыть руки с мылом. Очищать его следует только тогда, когда вы увидели, что на внешнюю поверхность линзы попали грязь или пыль.

Сначала попытайтесь сдуть загрязнение с помощью маленькой груши (спринцовки) или смахнуть его чистой и мягкой кисточкой.


Если таким образом грязь не удаляется, то нужно перейти ко второму этапу. Смочить тканевую салфетку для очистки линз объектива специальным чистящим раствором и очень осторожно, слегка прижимая тряпочку, тщательно протереть объектив круговыми движениями.

Никогда не наносите чистящий раствор непосредственно на поверхность объектива! Он может попасть внутрь объектива, что создаст дополнительные проблемы. Объективы нельзя протирать тканевыми салфетками или губками, которые предназначены для очистки стекол очков, так как они пропитаны силиконом и оставляют налет, который может навсегда обесцветить нанесенное на линзы объектива покрытие.

Конденсация влаги

Появление конденсата или попадание капель дождя на объектив может привести к искажению или полному затемнению изображения. Когда видеокамера заносится с холода в теплое помещение, то оптические элементы объектива запотевают. Влагу, выступившую на внешних поверхностях объектива, можно просто вытереть, а вот внутренние элементы будут оставаться запотевшими до тех пор, пока их температура не сравняется с температурой окружающей среды. Конденсат образуется не только на внешних, но и на внутренних частях видеокамеры, и эксплуатация такой камеры может закончиться серьезной поломкой.

Поэтому большинство переносных видеокамер оборудуются индикатором росы, который определяет наличие влаги или конденсата на внутренних элементах и не позволяет включить камеру до тех пор, пока влага полностью не испарится. При этом на экране видоискателя появляется сообщение "DEW" ("Роса"). При возвращении с теплое помещение с холода лучше подождать пока камера прогреется и не включать ее в течение 30 минут.
 
Защитные чехлы

Видеокамеры не предназначены для работы в дождь, снегопад или при сильном поднимающем в воздух пыль ветре. Но новостные сюжеты порой приходится снимать именно в таких погодных условиях, и чтобы защитить камеру на нее надевают защитный чехол.

Если фирменного чехла у вас нет, попробуйте соорудить его, используя большой пластиковый мешок для мусора. В нем нужно вырезать дырки для объектива и видоискателя и закрепить пластик на них с помощью резинки. Если через пластиковое покрытие вы сможете переключать различные органы управления видеокамерой, то можно считать, что вам удалось сделать защитный чехол своими руками, и камера будет надежно защищена. Не забывайте, что в современных цифровых видеокамерах есть множество очень хрупких движущихся частей, поэтому попадание даже небольшого количества пыли, песка или влаги в ненадлежащее место может вывести из строя все устройство.
 
Запрограммированные переключатели

При работе в студии часто возникают ситуации, когда во время съемок необходимо снимать чередующиеся кадры с определенными настройками объектива. Для этой цели в камерах предусмотрена возможность программирования электронных средств управления, которая позволяет запомнить серии настроек объектива (фокусное расстояние, изменение масштаба изображения и др.) Посмотрите на представленный рисунок, на нем выделена группа кнопок белого цвета, каждую из них можно запрограммировать на определенную настройку объектива. Такой способ обеспечивает высокую скорость работы и позволяет получать качественные изображения при съемках в студии.
 
 Стабилизаторы изображения
 
В 1962 году было изобретено устройство, которое в определенных пределах помогало компенсировать вибрацию камеры. Это оригинальное устройство назвали "стабилизатором изображения", а работало оно по принципу гироскопов: специальный механизм компенсировал короткие быстрые перемещения камеры за счет сдвига оптических элементов объектива в противоположном направлении. В настоящее время для стабилизации изображения камеры используются новые и более совершенные решения.

Простейший цифровой стабилизатор состоит из управляемой электроникой "плавающей" рамки изображения, по размеру несколько меньшей, чем площадь ПЗС. При движении камеры меньшая рамка перемещается в пределах большей, за счет чего и происходит стабилизации изображения.
Если камера случайно слегка переместится вправо, то средства электронного управления передвинут цифровую рамку влево, и это движение не будет зафиксировано ПЗС.

В последние годы электронная стабилизация изображения была существенно улучшена, а резервируемая площадь ПЗС - уменьшена, но для этого пришлось в какой то степени пожертвовать разрешением и яркостью изображения. Такой способ стабилизации изображения используется во многих переносных цифровых видеокамерах.

В профессиональных же моделях применяется оптический способ стабилизации, он основан на том, что внутри объектива размещают две параллельные "плавающие" гибкие призмы. Если электроника фиксирует перемещение камеры, меняется напряжения и в результате - поверхности призм. Луч света проходит через призму под другим углом, и изображение на ПЗС сдвигается в направлении, обратном первичному перемещению камеры. Так как при этом задействуется все изображение, попадающее на ПЗС, его качество не ухудшается.
 Но не зависимо от способа стабилизации изображения, используемого в камере, оператор должен уметь предотвращать нежелательную компенсацию ее перемещения. Например, когда выполняется преднамеренное панорамирование слева направо, функция стабилизации вначале пытается скомпенсировать перемещение камеры. И только через какое то время система стабилизации "признает", что сделать это она не в состоянии, и изображение начинает перемещаться, как и было задумано. А в конце панорамирования изображение в видоискателе еще какое-то мгновение может продолжать движение, в результате того, что система стабилизации возвращается в исходное состояние. Поэтому оператор должен закончить панорамирование чуть-чуть раньше и позволить камере самостоятельно завершить движение.

Устройства стабилизации изображения вполне справляются с задачей устранения последствий непреднамеренного перемещения видеокамеры (например, вибрации, вызываемой работой вертолетных двигателей, или дрожание при движении автомобиля).

На фотографии показана система стабилизации GyroCam для съемки с вертолета, которая не только компенсирует вибрацию, но и позволяет управлять камерой (панорамировать, наклонять под разными углами, выполнять масштабирование, устанавливать нужную диафрагмы и т.п.).

Устройства стабилизации изображения особенно широко используются при подготовке новостных репортажей и при документальной съемке, так как позволяют компенсировать колебания, вызываемые съемкой камерой "с рук".
 
Крепление для объективов

Многие модели видеокамер, предназначенные для любительских съемок, имеют несъемные объективы с переменным фокусным расстоянием, которые нельзя заменять.

Но существуют и видеокамеры со съемными объективами, их можно менять, выбирая нужный в зависимости от стоящих задач. Чтобы заменить объектив, его нужно либо открутить (если это объектив с резьбовым соединением), либо повернуть фиксирующее кольцо (если это объектив с байонетным соединением).

Резьбовое соединение обеспечило возможность использования с портативными камерами 16-миллиметровых кинообъективов, ассортимент которых на рынке очень широк. Объективы просто ввинчиваются в небольшой цилиндр с внутренней резьбой диаметром около 25 мм. В профессиональных камерах чаще применяют байонетные соединения разного типа, так как они позволяют быстрее и проще отсоединять объектив. Байонетное соединение типа VL, которое предусмотрено на некоторых моделях цифровых видеокамер, позволяет устанавливать на них 35-миллиметровые объективы для фотоаппаратов, выпускаемые компанией Canon. Видеокамеры с таким соединением для своей очень разнообразной линейки 35-ти миллиметровых фотообъективов предлагает и фирма Nikon.
 
Информационный источник: http://www.digitalvideo.ru/archiv/024/2405.htm

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить