dtcinema

Назад
Вперёд
Группа в контакте
F.A.Q.
О журнале
Главная
Контакты
Карта сайта
Главная

12.06.10

Цифровое кино – стратегия развития

    Нынешние дискуссии о цифровом кино, методы их ведения напоминают дискуссии прошлых лет, когда ломались копья в вопросах, убьет ли звук кино, сохранится ли черно-белая пленка, станет ли кинематограф объемным? Энтузиасты цифрового кино с революционным запалом говорят о скорой, а, главное, полной «цифиризации» кинематографа, на меньшее они не согласны. Консерваторы, преклоняясь перед магией скрученного целлулоида, скептически оценивают возможности цифры в достижении современного качества кинопленок. Трудно уйти от символа десятой музы – перфорированного, разлинованного на кадрики целлулоида. Но не менее трудно понять: а зачем это нужно? Зачем переходить в новую технологию, которая лишь стремится достигнуть того качества, которое имеет сегодня пленочная технология? Удобство и комфорт, что часто приводится как аргумент в пользу цифры – дело вкуса и привычки, а консерватор по природе своей просто не любит менять то, что ему более привычно. Другое дело цена производства, потому что кино это не только муза, но и индустрия. Звук и цвет вошли в кино не только как средства выразительности, они входили как технологические системы. И когда технологическая система реализуется в экономически доступных ценах, то идеологическая платформа скептиков просто разрушается. Так было со звуком, так есть с цветом, так будет с цифрой.

   Кинопрокат, или иначе кинофикация, являются барометром, по которому можно судить о наступлении эры той или иной технологии. Не по премьере первого звукового или цветного фильма, а по массовой оснащенности кинотеатров данной технологией. Исходя из такого принципа, можно утверждать, что кинематограф уже наполовину стал цифровым. Кинотеатры в массе своей все более становятся цифровыми по звуку. Это произошло не потому, что цифра позволила получить звучание не хуже аналогового, а потому, что принципиально по новому предложила реализацию пространственного звука в кино.

   Цифра не завоюет лидирующие позиции в области самого изображения, если будет выступать в роли догоняющей пленочную технологию. Это будет напоминать процесс гонки вооружений. При каждом приближении цифры к уже достигнутому пленкой качеству изображения, пленка будет делать новый рывок в своей технологии, причем побеждая ценой продукта. Поэтому цифре необходимо сыграть на опережение, освоить такой вид, или иначе, формат изображения, получение которого в пленочной технологии будет уже менее рентабельным или лишним. К примеру, такие тенденции мы уже наблюдаем в создании комбинированных кадров и спецэффектов. Пленочная технология здесь становится нерентабельной, так как, в отличие от цифры, оперирует материальными, а не виртуальными категориями, в результате чего возникает, необходимость строительства дорогостоящих макетов, проведения пиротехнических работ, создается реальный риск для исполнителей трюков и т.д. и т.п. Но если процент такого материала в фильме не велик, то пленочная технология продолжает оставаться рентабельнее цифровой. И вполне возможно, так оно будет еще долгое время.

Но вот где цифра уже сегодня может занять доминирующее положение, не догоняя пленку - это предложить не только пространственный звук, но и объемное изображение.

   Техническая особенность стереокино такова, что, при условии достижения фотографического качества, аналогичного современному обычному изображению, требуется, как минимум в два раза увеличить ширину кинонегатива. В эпоху развития широкоформатного кинематографа такое решение было рентабельным. Сегодня, это означает отклонение от технологического стандарта, как в пленочной индустрии, так и в эксплуатации фильмокопий и проекционной аппаратуры, что составляет существенную часть киноиндустрии, и поэтому сильно снижает рентабельность самой технологии. Сохранение 35 мм стандарта в стереокино путем удвоения количества пленок не предоставляется возможным, так как делает киносъемочную аппаратуру громоздкой и немобильной в управлении.

   Цифра позволяет получить объемное изображение не отклонясь от стандарта системы, потому что регистрацию удвоенного объема информации можно решить не путем увеличения размера матрицы, а ее количеством сохранив при этом конфигурацию камеры.

   Действительно, по сравнению с производством обычных фильмов в той же цифре, это приводит к удорожанию производства, но рентабельность самой технологии, по сравнению с пленочной, будет выше. Возросшие требования к стереоэффектам даже в пленочной технологии все чаще заставляют обращаться к цифровым технологиям для коррекции стереоизображения или создания трехмерных виртуальных моделей. Даже при производстве стереофильмов на кинопленке, все чаще можно встретить примеры создания целых эпизодов посредством компьютерной 3D анимации виртуальных объектов и все реже примеры живой съемки. Необходимость сочетания живого объемного изображения с эпизодами, прошедшими цифровую обработку еще более удорожают производство стереофильмов. Поэтому в случае создания цифровой камеры, фиксирующей живое изображение в двух ракурсах, может наступить серьезный прорыв в экономике производства массовой кинопродукции нового объемного формата, для которого пленка будет просто ненужной, подобно тому, как это произошло в пространственном звуке. Поскольку регистрация объемного изображения в цифре станет более рентабельной, нежели на пленке, приход цифры в кино произойдет не только на съемочных площадках, но и в кинотеатрах, для которых цифровая стереопроекция будет более технологически естественной, нежели пленочная.

Александр Мелкумов,

Центр «СТЕРЕОКИНО»

 

Информационный источники: http://www.stereokino.ru/Artical_Digital.htm

Необходимо зарегистрироваться