Назад
Вперёд
Группа в контакте
F.A.Q.
О журнале
Главная
Контакты
Карта сайта
Главная Техника кино Фильмопечать 3D проекция Конвертация отечественных стереофильмов в цифровой формат

10.05.10

Конвертация отечественных стереофильмов в цифровой формат

Современный показ стереофильмов в нашей стране полностью отошел от фильмовой технологии. Некоторые образцы отечественной классики стереокино 40-50х годов, хранящиеся в Госфильмофонде РФ, сняты в форматах, проекционная аппаратура и оптика для которых просто не существует. В то же время в индустрию кинопоказа успешно внедрена технология цифровой кинопроекции, в которой на новом качественном уровне решена задача воспроизведения трехмерного киноизображения. Насущной задачей стала разработка технологии конвертации стереофильмов в цифровой формат, которая успешно была решена в 2008-2009 годах в ОАО «НИКФИ». По сути это комплекс работ по конвертации стереофильмов отечественной и зарубежной классики, снятых в различных, порой несовместимых форматах в единый цифровой формат DCI.

Сканирование стереопар.

Данный этап является первым в технологической цепочке и для его выполнения были использованы 35-мм и 70-мм сканеры для работы с традиционным фильмовым материалом. По этой причине на сегодняшний день конвертации могут быть подвергнуты только те стереофильмы, исходные материалы которых соответствуют стандартам форматов по ширине пленке и шагу перфорации.
Технология сканирования отличается от сканирования обычных фильмов принципиальным выбором величины разрешения, задаваемого при сканировании. Если при сканировании традиционных материалов существует некий стандарт, будь то сканирование в разрешении 2048 или 1828 пикселей, то при сканировании стереофильмов, параметры подбираются индивидуально в зависимости от расположения стереопары на кинопленке.
Расположение стереопары на кинопленке может быть следующих видов:
  1. горизонтальное в пределах 5/70-мм кадра
  2. горизонтальное в пределах 4/35-мм кадра
  3. горизонтальное с анаморфированием в пределах 4/35-мм кадра
  4. вертикальное в пределах 4/35мм кадра
  5. вертикальная последовательность стандартных левых и правых кадров на одной 35-мм пленке
  6. на двух 35-мм или 70-мм пленках со  стандартным размещением кадров
Было проведено сканирование по всем видам расположения стереопары, кроме 4 и 6, которое в этих случаях выполняется по условия сканирования традиционных фильмовых материалов.
Методология выбора величины разрешения, задаваемого сканеру, заключается в том, чтобы каждый кадр стереопары имел на выходе величину разрешения не менее 1920 пикселей, рекомендованных DCI для цифровой стерео кинопроекции. Поэтому первоначально выбирается поле сканирование чистого изображения без звуковой дорожки. Если в это поле по горизонтали входит два кадра, то величина разрешения в пикселях должна быть, как минимум, в два раза выше величины проекционного разрешения (и даже больше с учетом ширины вертикальной перемычки между ракурсами). Так, например, в случае вертикального расположения стереопары, в пределах одного кадра, но со звуковой дорожкой условия сканирования должны быть 3K, то есть более, чем 2K, а при горизонтальном расположении двух кадров в пределах одного кадра необходимо было задавать условия сканирования в 6К.
Ниже приведена таблица величин разрешения, задаваемых сканеру при сканировании стереопар по приведенным выше 6-пунктам:
№№
Расположение стереопары
Тип сканера
Разрешение
Место сканирования
1.
горизонтальное в пределах 5/70-мм кадра
Millennium
4К (4096 пиксель)
ГФ РФ
2.
горизонтальное в пределах 4/35-мм кадра
Ditto
ГФ РФ
3.
горизонтальное с анаморфированием в пределах 4/35-мм кадра
ArriScan
6K
«Мосфильм»
4.
вертикальное в пределах 4/35мм кадра
ArriScan
«Мосфильм»
5.
вертикальная последовательность стандартных левых и правых кадров на одной 35-мм пленке
2-3K
не выполнялось
6.
на двух 35-мм или 70-мм пленках со стандартным размещением кадров
3К/4K
не выполнялось

 

Стереопары, полученные после сканирования:
№ 1 горизонтальное в пределах                                      № 3 горизонтальное с                               № 2 горизонтальное в                           № 4 вертикальное в
5/70мм кадрас/ф. «Ученик Лекаря»                               анаморфированием в пределах                 пределах 4/35мм кадра                          пределах одного 4/35мм кадра
4/35мм кадра с/ф. «Ученик Лекаря»        с/ф. «Робинзон  Крузо»                        с/ф. «Сокровища четырех корон»

Форматирование стереопар.

Отсканированная с фильмовых материалов информация еще не есть стереофильм цифрового формата. Получено всего лишь плоское изображение сдвоенных кадров, именуемых стереопарой. С этим изображением проводится весь тот комплекс работ, который сопутствует процессу восстановления и реставрации изображения, аналогичный для традиционного плоскостного изображения.
После такой реставрации изображения необходимо провести корректировку размещений стереопар относительно друг друга, чтобы не нарушить информацию о пространственном расположении объектов относительно плоскости экрана. Основной задачей по конвертации стереофильма в цифровой формат является сохранение и передача параметров трехмерного изображения, которые были заложены создателями фильма. Но иногда, и выправление технических ошибок, имеющих место быть вследствие несовершенства киносъемочной техники прошлых лет. Например, удаление вертикального параллакса, разницы в плотностях между правым и левым изображениями, исправление геометрии кадров, удаление виньетирования и т.п.
Все эти операции выполняются в графическом редакторе, позволяющем выполнять вышеописанные операции. Для каждого стандарта, по которому снимался стереофильм, разрабатывается отдельная методология и создаются шаблоны форматирования стереопар. Ниже приведены фотографии стереопар после форматирования.
№1                                                                                                №2
№3                                                                                                №4

Подготовка к изготовлению пакетного файла MXF

Сдвоенное изображение (стереопары) необходимо разделить на два потока данных левого и правого ракурса и вывести их в виде секвенций TIF файлов в 16 бит, из которых формируется пакетированный файл MFX для цифровой трехмерной кинопроекции. Таким образом, большое количество стандартов, по которым были сняты как отечественные, так и зарубежные стереофильмы на кинопленке, будут приведены к единому стандарту в цифровом формате.
Основополагающий формат для театрального цифрового стереопоказа по рекомендациям DCI имеет соотношение сторон 16:9, поэтому после форматирования стереопар необходимо вписать изображение стереофильма с исходным соотношением сторон кадра в новые границы кадра. Отечественные стереофильмы, снятые по системе «Стерео-70», имеют соотношение сторон 4:3, более ранние фильмы, 40-50х годов производства, имели соотношение 4:5, зарубежные стереофильмы, снятые в формате «over/under» (кадр над кадром) имеют соотношение сторон в кадре 2,25:1.
Возможны два варианта. Первый вариант предусматривает сохранение исходного соотношения сторон композиции, как это было заложено при производстве фильма. В таком случае в процессе мастеринга двух потоков в единый пакетный файл MXF автоматически достраиваются по горизонтали черные поля до нового соотношения 16:9. Учитывая историческую ценность произведения, по такому варианту была изготовлена цифровая версия стереофильма «Робинзон Крузе» (№2).
Второй вариант предполагает кадрирование исходной композиции каждого плана путем уменьшения высоты композиции, если исходное соотношение составляло 4:3 (№ 1 и №3), и уменьшение ширины – если исходное соотношение кадра составляло 2,25:1 (№4).
левый ракурс                                        левый ракурс                                        левый ракурс                                         левый ракурс
  
правый ракурс                                      правый ракурс                                       правый ракурс                                      правый ракурс
№1                                                          №2                                                         №3                                                         №4
Помимо основного формата для театрального цифрового стереопоказа, рекомендованного DCI, существует множество видеоформатов для стереопроекции или отображения на дисплеях. Поэтому отформатированные стереопары, переведенные в два потока, в дальнейшем могут быть пересчитаны в видеофайлы и заново склеены в необходимый формат для видеопроекции или воспроизведения на трехмерных дисплеях.
В НИКФИ были проведены сравнительные испытания по конвертации отечественных стереофильмов, снятых по системе «Стерео-70» и имеющих как исходные оригинальные материалы в 70мм формате (№1), так и их контратипы в 35мм формате (№3). Так как сканирование 70мм негатива – процесс очень дорогостоящий и превышает стоимость сканирования 35мм негатива в разы, то целью тестирования было определение степени достаточности качества полученного изображения для цифровой проекции в цифровых кинозалах на экраны высотой до 6 метров. Сравнительный показ двух конечных MFX файлов, полученных в результате конвертации исходных фильмовых материалов 70-мм и 35-мм форматов в единый цифровой формат, определил психо визуальную идентичность восприятия на экране высотой до 6 метров.

Выводы

Благодаря цифровым технологиям, пришедшим в киноиндустрию, появилась возможность восстановления отечественных и зарубежных стереофильмов прошлых лет и приведения их к единому стандарту кинопроекции.
Для конвертации стереофильмов, снятых по системе «Стерео 70», если они имеют качественные 35-мм контратипы, не обязательно использовать дорогостоящее сканирование 70-мм негатива.
Учитывая, что в настоящее время единственным профессиональным инструментарием для производства стереофильмов для кинотеатрального показа остаются пленочные кинокамеры системы «Стерео 70», вышеописанная технология конвертации стереофильмов в цифровой формат может быть использована как один из этапов в постпроизводстве отечественных стереофильмов.
Так, например,  в июле 2009 года специалистами НИКФИ и МКБК совместно с английскими кинематографистами кинокомпании “San Fermin Film” (продюсер Chris Cary, режиссер Aubrey Powell) в Испании были проведены съемки экспериментального фильма по системе «Стерео 70». Отснятый 65мм кинонегатив был отсканирован в разрешении 8К (по 4К на каждый кадр). Такое избыточное сканирование позволило использовать отснятый материал не только для цифровой кинопроекции, но и изготовить фильмокопию формата 3D_15/70 (15-перфорационные кадры горизонтального расположения на двух 70мм кинопленках) для демонстрации на экранах формата «Giant Screen» (гигантский экран высотой от 20 метров).
В отдельных случаях только конвертация стереофильмов прошлых лет в цифровой формат позволит реанимировать их стереоскопический показ. Значительный репертуар отечественной классики стереокино 40-50-х годов: «Робинзон Крузо», «Машина 2112», «Майская ночь», «Карандаш на льду», «Необыкновенный город» и другие фильмы, в отличие от классики традиционного кинематографа, не могут быть воспроизведены с кинопленки, так как проекционная пленочная аппаратура для этих фильмов полностью утрачена.
Отечественные стереофильмы для семейного просмотра такие, как «Ученик лекаря», «Всадник на Золотом коне», «На златом крыльце сидели…», «Она с метлой, он в черной шляпе» с живой натурой и живыми героями, переведенные в цифровой формат могли бы разбавить в отечественных цифровых кинозалах зарубежный репертуар стереофильмов, созданных в анимационной компьютерной графике. Затраты на восстановление четырех этих фильмов несопоставимы с затратами на производство одного нового стереофильма.
Автор: Зав. сектором цифрового стереокино ОАО «НИКФИ» Александр Мелкумов

Необходимо зарегистрироваться