Назад
Вперёд
Группа в контакте
F.A.Q.
О журнале
Главная
Контакты
Карта сайта
Главная

12.03.10

Цифровая революция в кино

digital_cinema Стивен Эшер (Часть 1)

 

Впервые цифровые технологии были применены в кинематографе в 1980-е годы для создания новых фантастических образов на экране. На протяжении всего этого времени современные технологии постоянно усложнялись и сейчас позволяют производить, распространять и продавать фильмы в цифровом формате. Стивен Эшер - режиссер полнометражных документальных фильмов, в том числе Так много и так быстро (2006) и Неспокойное местечко: на Среднем Западе (1996), которые были номинированы на получение премий Академии.

 

 

В истории кино было несколько важных моментов, когда новая технология меняла все. В 1927 году первый звуковой фильм “Певец джаза” стал началом эры звукового кино. Внезапно звезды немого кино ушли в прошлое, а вместо них появились новые звезды и новые сюжеты, изменились и методы создания сценариев, съемки и показа фильмов.

 

Сегодня благодаря цифровым технологиям происходит еще более масштабная революция. Молодые люди, которые выросли в эпоху интернета, не понимают, насколько кардинальными стали эти изменения. Кино, как и другие средства массовой коммуникации, уже никогда не будет таким, как прежде.

 

С технической точки зрения, цифровая технология - это преобразование изображения и звука в цифровые данные (последовательности нулей и единиц), которые можно хранить, обрабатывать и передавать с помощью компьютеров. Цифровая технология открывает целый мир новых возможностей как для кинематографа так и для других областей нашей жизни.

 

Цифровые технологии - новая реальность

 

Цифровая эра в кино началась в 80-е годы, но достигла своего расцвета примерно в 1990 году. Вначале цифровая технология использовалась для создания новых изображений. Компания кинорежиссера Джорджа Лукаса "Индастриэл лайт энд мэджик" стала пионером в создании потрясающих визуальных эффектов, которые сделали самые фантастические истории о космических путешествиях поразительно реалистичными. Теперь с помощью таких программ, как Photoshop, мы можем изменять цифровые изображения - например, удалить человека или добавить здание, что в корне меняет наше понимание отображаемой реальности. В цифровую эпоху такие утверждения, как “картинка не обманывает” и “веришь в то, что видишь”, явно перестают соответствовать действительности. Цифровое редактирование формирует новые стили и методы кинопроизводства, такие как использование очень коротких кадров, графических объектов, “летающих“ по экрану, и объектов, которые незаметно превращаются в другие объекты. Большая часть телевизионной рекламы была бы невозможна без цифровых инструментов.

 

В 90-х годах произошел взрыв цифрового видео, и появились уже ставшие привычными записывающие цифровые видеокамеры, которые позволяют кинолюбителям недорого снимать и редактировать высококачественные видеосюжеты. Независимые молодые кинематографисты взяли на вооружение цифровые видеокамеры и использовали их для создания картин, которые неожиданно стали демонстрироваться по телевидению и на престижных кинофестивалях. Согласно традиционной модели кинопроизводства, принятой в Голливуде, фильмы снимаются кинокамерами 35 мм, и их обслуживает многочисленный персонал. Хотя по качеству цифровое видео и уступает киносъемке с помощью камер 35 мм, оно вполне приемлемо и дешево обходится. Благодаря помощи компьютеров и технике цифрового видео, то, что раньше было невозможно осуществить или что было слишком затратно, сейчас вполне реально как в игровом, так и в документального кино.

 

Вместе с цифровым видео стремительно развивался интернет. Сначала в Голливуде не знали, что с этим делать. Малобюджетный триллер “Ведьма из Блэр”, снятый в 1999 году малоформатными видеокамерами, считается первым кинофильмом, в котором использовался рыночный потенциал интернета. Распространив в сети слухи о том, что сцены “ужасов” в фильме реальны, продюсеры вызвали в интернете жаркие споры, которые обеспечили картине кассовые сборы в размере 248 млн. долларов по всему миру. В настоящее время сайты, блоги, сетевые обзоры и дискуссии на сайтах типа MySpace.com являются важными инструментами создания ажиотажа вокруг нового фильма.

 

Интернет открывает двери для новой модели кинопроизводства и дистрибуции. Созданием и распространением большинства фильмов занимаются крупные корпорации, в том числе киностудии, телевещательные компании или крупные дистрибуторы. Однако интернет позволяет создавать фильмы для специализированной аудитории и продавать цифровые видеодиски непосредственно данной аудитории в обход посредников, которые наверняка отказались бы от участия в проекте из-за отсутствия широкого круга зрителей. Эксперт по дистрибуции Питер Бродерик отмечает, что фильм “Обращение” (драма о студентах-борцах) никогда не показывался в кинотеатрах или по телевидению и даже не предлагался в магазинах, торгующих видеопродукцией, однако он собрал более миллиона долларов от продаж цифровых видеодисков и распространения в интернете. В фильме “Длинный хвост: почему бизнес продает меньше товаров для всех и больше товаров для некоторых” актер Крис Андерсон объясняет, каким образом интернет позволяет продюсерам и дистрибуторам предлагать своим целевым аудиториям продукцию, которая не продается в достаточно большом объеме в традиционных розничных магазинах. Возможности получения прибыли даже при производстве относительно небольших и неформатных фильмов еще более увеличиваются при переходе от продажи или аренды цифровых видеодисков к загрузке электронных файлов.

 

Цифровая доставка

 

Между тем, последние достижения в области телевидения высокой четкости обусловили скачок в области качества изображения и звука. Если вы недавно были в магазине электроники, то знаете, какое неправдоподобно чистое и яркое изображение на большом экране обеспечивают новые плоские экраны. Каждый кадр цифрового видео состоит из мельчайших световых точек, называемых пикселями: чем больше пикселей, тем ярче и качественнее изображение, особенно при показе на большом экране. Традиционно в видео стандартной четкости используется примерно 345 тыс. пикселей на каждый кадр; в лучших системах видео высокой четкости используется примерно 2 млн. пикселей. Если вы хоть один раз посмотрите прекрасно снятый широкоформатный фильм высокой четкости на большом плоском экране, вы никогда не захотите возвращаться к старомодным системам.

 

Технология высокой четкости преображает голливудское кино и телевизионные программы (в этой области пионером стал все тот же Джордж Лукас). При съемке многих фильмов, где раньше использовалась обычная пленка, сейчас применяется технология высокого разрешения. Это значительно экономит время и деньги, а качество сейчас является достаточно высоким, так что аудитории не заметит разницы. Сегодня почти все фильмы на каком-то этапе своего создания проходят цифровую стадию.

 

“Инициатива развития цифрового кино” была предложена группой студий для полномасштабного внедрения цифровой технологии в кинотеатры. Теперь, придя в кинотеатр неподалеку от вашего дома, вы, скорее всего, увидите фильм, который показывают с помощью кинопроектора. В новых цифровых проекторах 4K используется почти 9 миллионов пикселей, и они создают великолепную картинку, на которой никогда нет царапин и грязи. Кинотеатры неохотно вкладывали деньги в дорогую технику, однако киностудии, которые могут сэкономить миллионы долларов на отказе от производства и транспортировки громоздких копий фильма, могут, в крайнем случае, субсидировать покупку оборудования. Однако при этом Голливуд опасается возможного пиратства, когда новые фильмы выходят в цифровой форме. Пиратство - это огромная проблема: когда последний фильм про Джеймса Бонда только-только появился в иностранных кинотеатрах, пиратские цифровые видеодиски уже можно было купить на улице.

 

Однако пока кинотеатры готовятся вступить в цифровую эру, у потребителей появляется много возможностей для домашнего просмотра фильмов на огромных плоских экранах дома, на небольших экранах своих компьютеров и на маленьких устройствах iPod или сотовых телефонах - на улице. Цифровое телевидение, уже ставшее доступным, благодаря новым телевизионным каналам высокой и стандартной четкости, полностью заменит в США традиционное аналоговое телевидение 17 февраля 2009 года. Выбирая между услугами видео по запросу, скачиванием, TiVO и вебкастингом, скоро мы сможем видеть практически все, практически везде и практически в любое время. Означает ли это, что отомрет одна из самых замечательных мировых традиций - походы в кинотеатр для просмотра фильма в зале, где зрители плачут и смеются вместе с вами?

 

Обратимся снова к Джорджу Лукасу как законодателю моды. Поскольку выпуск фильма с производственной точки зрения является чрезвычайно рискованным и затратным делом, у киностудий появляется “блокбастерный” способ мышления - продукт создается для максимально широкой аудитории - другими словами, по принципу наименьшего общего знаменателя. Но даже в этом случае большинство фильмов оказываются в кинотеатрах убыточными. Лукас - человек, снявший больше блокбастеров, чем кто-либо другой, - сказал в интервью “Дейли вэрайети”: “Мы больше не хотим делать кино. Мы попытаемся выйти на телевидение”. По его словам, вместо того чтобы тратить 100 млн. долларов на создание одного фильма и еще 100 млн. на его прокат, он мог бы снять 50-60 фильмов, которые можно распространять по телевидению и интернету. Что касается перспектив массового посещения кинотеатров, то, по мнению Лукаса, “эта привычка вряд ли сохранится”.

 

Хотя цифровая технология по своей сути - это конвертация фильмов в последовательность нулей и единиц, те изменения, которые благодаря ей произошли в кинопроизводстве, содержании фильмов, местах показа, стоимости и зрительской аудитории, оказались совершенно потрясающими и удивительными. Посмотрим, что будет дальше.

 

По материалам: eJournal USA

Необходимо зарегистрироваться