Тренинг по высокоскоростным камерам компании Vision Research, Inc, NJ, USA.
Мюнхен, Dedo Weigert Film GMBH, 8-10 августа 2007 года.
Необходимое вступление.
Компания Vision Research Inc (VRI) существует с 1950 года. С 1992 года она разрабатывает электронные высокоскоростные камеры, полностью отказавшись от использования кинопленки. Все это время продукция VRI использовалась военно-промышленным и аэрокосмическим комплексами, при ядерных испытаниях, в гражданском секторе - автомобильные краштесты, отладка высокоскоростных автоматических линий и т.п. Область применения наложила свой отпечаток на дизайн камер и методику работы с ними. Например - триггер, его сигнал нужен не для начала съемки, а для окончания - производит съемку с момента включения, кроме того событие триггера не обязательно моментально останавливает процесс съемки - можно задать временную задержку, число сохраняемы кадров до и после события.
Камеры Phantom V отличаются компактными размерами, стойкостью к перегрузкам (до 100G, обычно при краштестах автомобилей перегрузки достигают 50G) и внешним воздействиям, высокой автономностью и мобильностью. Последнее поколение камер имеет высокочувствительную матрицу с большим разрешением, функциональное и удобное программное обеспечение. Однако, вся предыдущая история фирмы и ее направленность на научно-техническое применение камер определяют отношение профессионалов кино к ее продукции - принцип скорость любой ценой неприемлем для коммерческого телевидения и кино. Камеры имеют ограниченный буфер динамической памяти, где происходит фиксация события, сохранение материала требует дополнительного времени, часто довольно большого. Их можно оснастить встроенной энергонезависимой памятью или портом для установки флэш-памяти CF Type 2, но время сохранения на флэш мало чем отличается от сохранения на компьютере. В качестве оптики, как правило, используются объективы к фотокамерам (Nikon, Canon, Leica и т.д.). Есть сквозной видеоканал (NTSC, PAL, HD-SDI), но камеры Phantom V-series не имеют визира и органов управления на корпусе, все операции осуществляются с внешнего компьютера с установленным программным обеспечением (кроме триггера - сигнал триггера может быть послан специальным устройством и воспринят камерой без участия компьютера).
В последнее время ситуация стала изменяться - компанией выпускаются камера Phantom HD и первая в мире цифровая камера медиум формата Phantom 65 - со сменным магазином энергонезависимой (читай флэш) памяти Phantom CineMag на 256 или 512 гигабайт они позволяют производить съемку с сохранением некомпрессированного видео со скоростями 450 2K-кадров в секунду для Phantom HD и 90 4K-кадров в секунду для Phantom 65. Эти камеры уже ориентированы не на инженеров исследовательских лабораторий, а на операторов кино и телевидения и обладают всеми соответствующими атрибутами: видеовизир, кнопки управления на камере, возможность использования разнообразного операторского грипа и подключения всяческих аксессуаров, свойственных профессиональным кино и видеокамерам.
Несколько особняком стоят камеры линейки Phantom Miro - больше всего похожие на немного неуклюжие цифровые фотокамеры. Большой, почти во всю заднюю крышку корпуса, сенсорный ЖК экран позволяет сразу видеть "живой" кадр, производить настройки экспозиции и съемки без компьютера, просматривать отснятый материал. Порт для флэш-карты позволяет делать сохранение отснятого материала. Сменная оптика с резьбовым соединением 1" C-mount - весьма разнообразна и качественна. Прочный и простой инструмент с высокой автономностью может найти применение и в промышленном секторе, и в коммерческом видеопроизводстве.
Поводом для проведения тренинга послужило то, что компания DedoWeigertFilm стала европейским дистрибьютором продукции Vision Research. Всвязи с этим были собраны и технические специалисты и менеджеры по продажам компании DedoWeigertFilm из головного офиса, а также болгарского, российского и казахстанского представительств. Надо сказать, что выбор компании DedoWeigertFilm в качестве дистрибьютора не случаен - Дедо не только производитель известных во всем мире приборов Dedolight, в течение десятилетий он проводил высокоскоростные съемки в Германии, и имеет не только опыт, но и уникальные разработки специальной оптики и световых приборов. Например: для исследования работы механизмов внутри одного из устройств был разработан и изготовлен комплекс, более похожий на бормашину - подававший необходимый для рапида свет по гибким волоконно-оптическим каналам, и весьма специфическая оптика. Поэтому Дедо был на тренинге не просто внимательным слушателем - очень часто он сам включался в работу, и слушать его было весьма интересно и полезно.
Первые два дня о технический характеристиках и принципах работы с камерами и программным обеспечением рассказывал Френк Мазелла (Frank Mazella), директор по маркетингу Vision Research и автор тренинг-курса.
Третий день с небольшой лекцией о маркетинговой практике и практической работой с изучаемой техникой проводил Инго Мельхиор (Ingo Melchior), старший консультант по маркетинговым исследованиям DedoWeigertFilm, имеющий многолетний опыт разнообразных высокоскоростных съемок и продаж соответствующего оборудования.
Итак, что же можно сказать о продукции компании Vision Research Inc?
Во-первых: и техника и программное обеспечение просто замечательные, высокая чувствительность матрицы и эффективные алгоритмы шумоподавления позволяют делать вещи, в которые сначала трудно поверить - на практических занятиях с камерой Phantom с объективом Nikon F50/1.4 я легко произвел съемку в цвете со скоростью 15000 кадров в секунду. Сколько, вы думаете, понадобилось света? Два 150 ваттных Aspherics²! Качество, конечно не супер, но уменьшив скорость, или потратив время на дополнительную компьютерную обработку можно добиться прекрасных результатов. Естественно, следует отметить, что объектом съемки был механизм размером с кирпич, а не автомобиль. При этом не было пересветов и провалов - есть замечательная функция Extreme Dynamic Range® (EDR) двойной экспозиции, позволяющая с легкостью "расширять" динамический диапазон чувствительности матрицы.
Во-вторых: научно-техническая составляющая комплекса на высочайшем уровне. В архитектуру системы заложена возможность комплексирования камер - до 64, хотя пока больше 16 никто не пробовал. При этом по единому сигналу триггера возможно одновременное или с индивидуально заданным временным сдвигом срабатывание всех объединенных в комплекс камер. Причем не обязательно все соединять проводами - есть синхронизируемые со спутника системы, что позволяет разносить аппаратуру на тысячи километров.
В-третьих: собираясь на тренинг я думал, что он будет именно по HD камере, к большому сожалению ее не было, и уделено ей было минут десять-пятнадцать, все остальное время было посвящено Phantom V и Miro, не было на момент проведения тренинга и серийного образца Phantom CineMag. Однако тренинг не прошел даром - на примере промышленных камер, можно сделать определенные выводы:
- качество исполнения и "доведенность" дизайна камер не вызывают никаких нареканий
- качество CMOS матрицы и электронный шаттер - выше всяких похвал
- программное управление немного непривычно операторам (как правило не задающим экспозицию в микро- или наносекундах), но достаточно эргономично и прекрасно отлажено
исходя из вышеизложенного следует ожидать, что и камеры продакшн сектора также будут на высоте.